Может ли пожарная сигнализация сработать на пар от электронной сигареты?

Неужели клубы пара, создаваемые электронной сигаретой, не могут «возбудить» датчик пожарной сигнализации и тем самым доставить вейперу неприятности? Или всё же могут? Давайте разберём этот вопрос, узнаем, какие сенсоры могут дать ложную тревогу, а каких опасаться вовсе не следует.

Чем пар отличается от дыма сигареты

Отличить пар от сигаретного дыма можно даже визуально, если хорошо присмотреться и особенно на свету. Но различаются они не только этим. Например, дым — это однородная смесь из более чем 4000 химических соединений, в число которых входят более 40 опасных для человека канцерогенов и токсинов. Дым рассеивает лучи света и меняет проводимость воздуха, а значит, на него реагируют все типы пожарных датчиков, которые используются в наши дни. Но так ли дело обстоит с паром?

Пар от электронной сигареты куда более скудный по составу. Жидкости для вейпа включают в себя глицерин, пропиленгликоль и ароматизаторы. Даже никотин и тот есть не всегда, а если и присутствует, то в чистом виде и без опасных для организма канцерогенов. Однако пар получается весьма плотным — он тоже рассеивает свет и меняет проводимость воздуха. Значит ли это, что на него реагируют все виды пожарных датчиков? Нет, всё немного сложнее, в этом мы с вами сейчас разберёмся.

Какие датчики реагируют на пар

Есть 3 типа пожарных датчиков, которые практически со 100% вероятностью отреагируют на пар от электронной сигареты. Конечно, многое зависит от его концентрации, но все же есть высокий риск.
Вам стоит избегать использования вейпа в помещениях, где установлены сенсоры таких типов, как:

  • ионизационные;
  • оптические;
  • фотоэлектрические.
Датчик первого типа срабатывает в случае, когда ионизационный ток меняет свои параметры на фоне эталонных значений. Пар, проникая в область действия сенсора, изменяет состав газов внутри отслеживаемой датчиком зоны, что неизбежно приводит к срабатыванию пожарной сигнализации.

Оптический сенсор отслеживает наличие дыма либо пара в определенной зоне с помощью ИК-луча. Пар вызывает преломление инфракрасного луча, и именно это становится триггером для активации пожарного извещателя. Оптические сенсоры точно срабатывают как на пар, так и на дым от пожара.

Фотоэлектрический датчик отслеживает за появлением подвижных объектов в поле зрения. Даже если это непрозрачная субстанция по типу пара, дыма от сигареты или огня, сенсор срабатывает и активирует пожарную сигнализацию. В помещении с таким датчиком от вейпинга лучше отказаться.

Стоит отметить, что из этих трех типов датчиков ионизационные наименее чувствительны именно к пару от электронной сигареты. Вероятность срабатывания есть только в том случае, если вы прямо подуете большим количеством пара на сенсор. Если так не делать, скорее всего проблем не будет.

Какие датчики не срабатывают на вейп

Тепловые датчики дыма — вот устройства, которые точно не реагируют на пар электронной сигареты даже при его высокой концентрации. Дело в том, что такие сенсоры срабатывают исключительно в случае, если температура воздуха или газовой смеси в поле зрения датчика превышает критическую отметку. Так как пар от электронной сигареты очень быстро охлаждается после выхода изо рта, его температуры недостаточно, чтобы привести датчик пожарной сигнализации в активное состояние.
Именно тепловые датчики обычно устанавливаются на кухнях, в квартирах, гостиничных номерах и различных общественных заведениях. Если уверены, что имеете дело именно с таким сенсором, вы можете без каких-либо опасений пользоваться электронной сигаретой. Единственное, чего делать не стоит – выдавать большое количество пара прямо на датчик, так как вы рискуете его подогреть.

В каких местах не следует парить вейп

Казалось бы, всё просто — смотрим на датчики в помещении, и, если они не принадлежат к тем трём категориям сенсоров, срабатывающих на пар от электронной сигареты, можно использовать девайс без опаски. Тем не менее мы рассмотрим несколько популярных случаев, когда от парения стоит воздержаться.

Самолеты

Воздушные суда укомплектованы пожарной сигнализацией с повышенной чувствительностью. Если в бытовой среде еще есть шанс парить электронную сигарету так, чтобы не спровоцировать сенсор, то в самолете — нет. Более того, многие авиакомпании запретили пассажирам использовать вейп на борту. Некоторые компании позволяют, но при условии, что устройство будет куплено у персонала авиалайнера. Это своего рода гарантия того, что электронное устройство будет проверенное и не создаст угрозы борту.
История помнит несколько громких случаев, когда парение электронной сигареты пассажиром на борту авиалайнера приводило к срабатыванию пожарной сигнализации. В каждой из этих ситуаций пилоты были вынуждены сделать аварийную посадку, а виновник получал весьма крупный штраф.

Офисы

Как правило, в офисах предусмотрены отдельные помещения (курилки), в которых нет датчиков, реагирующих непосредственно на дым или пар. Парить рекомендуется именно в этих специально отведенных местах, но не в рабочих зонах и кабинетах. В противном случае есть большой риск как сорвать рабочий процесс, так и получить серьезный штраф от начальства, а может и увольнение.

Больницы

В медицинских учреждениях, как и в самолетах, устанавливаются чувствительные датчики. Связано это с тем, что на эвакуацию людей из больниц и поликлиник уходит больше времени, чем из офиса или многоквартирного дома. Следовательно, сигнал тревоги нужно получить как можно раньше — так будет больше времени вывести людей из опасной зоны. Вот почему сенсоры могут сработать даже на пар вейпа.

Некоторые вейперы пытаются «обмануть» датчики пожарной сигнализации, направляя пар вниз, а не вверх. Однако если парить достаточно долго, концентрация пара все-таки достигнет отметки, в случае с которой возможно срабатывание сенсора. Вывод прост — лучше не рисковать лишний раз.

Гостиницы

В отличие от офисов, в современных отелях и гостиницах принято устанавливать чувствительные и к дыму, и к пару датчики. Далеко не все заведения такого рода лояльно относятся к вейперам — этот вопрос рекомендуем проработать перед заселением, узнав отношение администрации к парению.

Транспорт

Негативное отношение к использованию электронных сигарет есть не только у авиакомпаний, но и у операторов общественного транспорта. Конечно, это не касается большей части городского ОТ, но вполне есть риск активировать пожарную сигнализацию в поезде или на туристическом корабле. Такие истории встречаются регулярно, и обычно они приводят к получению серьезных штрафов.

Заключение

Если видите в помещении датчик пожарной сигнализации, но не можете определить, тепловой он или любой из тех, что реагируют даже на пар от электронной сигареты — не рискуйте. Найдите место без сенсоров или выйдите на улицу, чтобы не создавать неудобств ни себе, ни окружающим людям.
Остались вопросы?
Пиши нам
в социальных сетях
Каждый день отвечаем на ваши вопросы